Спектакль "Буна" - скрип рвущихся цепей




  текст - Вера Маковий

  режиссёр - Давид Петросян


Женщина никогда не бывает одна. За ней целой колонной стоят поколения униженных, уставших, угнетённых страхами, матерей и бабушек. 
Бесконечная цепь людей, простреленных одной, сквозной, пулей, которая летит из жизни в жизнь, отравляет разум, лишает воли.
И, если вдруг, через много веков, кто-то, набравшись невероятной, почти фантастической, смелости, схватит пулю рукой и скажет, что это всего лишь не прополотая картошка, с утра не доенная корова, не испеченный кулич, ей не поверят. Потому что тяжело и больно было всегда, потому что камень всё катится вниз, пока не уйдешь в землю. Спектакль "Буна" именно об этом.



Молодая девушка Орыся живёт под круглосуточным гнётом своей бабушки. Всё её слова (кроме молитв) - лишние. Любая попытка угодить подвергается жёсткой критике. Беременность, абсурдный брак - лишь отсрочка. Орыся не оставляет мысли исчезнуть, вычеркнуть себя из рутинного кошмара бесконечных установок буны.

Всё удаётся. Побег в Америку, но без сына. Мальчик принимает эстафету "Такой же, как твоя мать. Лучше бы ты сдох при родах." Вернувшись домой, уже на похороны буны, Орыся предлагает сыну игрушки, свободу и детство, но ребёнок не готов отказаться от всего, к чему привык. Вместо этого, он вычеркивает мать, которую не знает. Орыся снова бежит от тени буны. 
Пуля свистит, летит над не паханными полями, над стадами коров, над куполами церквей.
Может показаться, что тема из далёкого 19 века - рабство, беременность-позор, побег в Новый Свет, но нет. Всё здесь - рядом, километров за 100 - 200 от любого города. Перед нами раскрывается классическая, доведённая до совершенства, схема межличностных зависимостей через страх и обесценивание.




Об этой постановке можно писать бесконечно. Отдельный восторг - язык пьесы - живой и органичный. 
Музыка - закрываешь глаза, слышишь ветер в горах, росу на траве и звон колоколов. Каждое слово, каждый звук наполнен атмосферой мира, в который нас приглашают погрузиться.
Давид Петросян - без преувеличения, явление в театре Франка. Крайне редко (а в последнее время - почти никогда) спектакль академического формата вызывает во мне такой поток эмоций. Благодарю.
И ещё, Актёры - миллион оваций. Вчера публика замучила вас своей восторженной благодарностью, и абсолютно заслуженно.

#melpomenaXXI

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Лютий". Моя ретроспектива

Фильм "Зови меня своим именем"

Viva театр, фестивальные планы