"Лютий". Моя ретроспектива



У меня сегодня много поводов для ретроспективы. Один из них - Мейерхольд, его жизнь и смерть, а значит - уже ставший неотъемлемой ассоциацией - "Лютий", локальный театральный фестиваль. 


Мой «Лютий-(ещё)Февраль» начался в ночном клубе «Эго», между церковью и кладбищем. Сложно, наверное, придумать более подходящее место для знакомства. Мой первый новодрамовский текст - «Опарыши» Натальи Блок (до сих пор считаю его лучшим из всего, что ты написала). Они «доедали» останки классического театра. На обсуждении пришибленно молчала, плавно скользила, уходя в  так внезапно открывшийся метамодерн - многогранность полярных иллюзий (та ещё ловушка для подсознания). 


Дабы прояснить немного уровень прозрения - я писала диплом по драматургии (!) И.С. Тургенева (не мой выбор, к сожалению) и скучнее этого нет ничего. Дружно зевали даже мои научные руководители, видавшие всякое. После окончания университета, задёрнула личный занавес так, будто закрыла глаза покойнику. В театр возвращаться не собиралась. И вот я здесь, в прокуренном зале клуба - «Пьеса, название которой скажет автор». Через 4 года, в МСИХ его произнесу я в рамках «Ретроспективы» Евгения Марковского - "ДОЛБОЁБЫ". А пока вращаюсь и падаю в лютую воронку новой реальности. 

Не знаю, почему именно сейчас возникла потребность проанализировать этот опыт, запустить бабочку под стекло. Возможно, это все зеркальный день, заставляющий глубже всмотреться в себя - 02.02.2020, фиксируюсь.

31.01.2020 начался «Лютий-Лютий» - обновлённый, сбросивший свой билингвальный груз. И я другая здесь (но всё ещё двуязычная). «Это всё метамодерн» - пьеса Елены Астасьевой, которая прозвучала на открытии, дала мне толчок для размышлений. Открытие туалета как метафора развития искусства и той почвы, которая его питает. Об этом нужно отдельно писать. Андрей Май говорил о примирении с действительностью, которую сложно принять, со всей ее убогой абсурдностью. Со мной это произошло. Тот первый «Лютый» изменил многое. Эскапизм стал возможен не только на медитативном, или географическом уровнях, открылись совсем другие возможности для внутренних вибраций. 

В пятницу мы слушали «Красную ветку» Евгения Марковского, а в 50 метрах шёл спектакль «6 страв з однієї курки». Узнала об этом от девушки, с которой ехала домой в такси. Случайная - намеренная попутчица. И нет, не было ощущения маргинального превосходства, метамодерн пустил корни. Мы обе были в театре, каждая - в своём, в одном и том же Херсоне, где жизнь замирает после 20.00. И все же - в разных. 

Сколько ещё таких параллельных миров в этом городе? Хочу открывать. В последнее время Херсон так часто хейтят по всяким, вполне объективным, поводам, что мне хочется любить его ещё больше. Вопреки. 

Немецкий драматург Марио Салазар, например, сказал, что приезд в наш город - это "рождественский подарок для него". И я ему верю, да.  Прекрасно, что в Германии есть Институт Гёте, а в Херсоне нашёлся хороший отель. Марио провёл мастер-класс для драматургов из разных городов, Они писали всю ночь и представили нам 8 новых текстов, законченных или только наметившихся. На каждом - отблеск (или тень) южного города. Локальность.

Слушала и чувствовала, о чём бы ни была актуальная пьеса - она всегда о поиске - "кто я? зачем я здесь?". Каждый автор использовал свои слова и методы, но одни и те же вопросы были почти осязаемы:  Кто враг?  Где граница? Где я? Как глубоко спрятан мой "чужой"? Могу ли я его простить? Насколько плотно сшито совковое детство с нынешней украинской идентичностью?


Для себя выделила "Петро, ти чо?" Андрея Бондаренко, "Евгений, как ты мог?" Виталия Ченского и фольк-оперу "Спрага" Наташи Блок. По разным причинам эти тексты стали моими личными открытиями, хотела бы почитать (прежде всего) и увидеть на сцене. Очень символично, что читки начались с фрагмента пьесы Катерины Пеньковой "Свєтка спускається в пекло", а закончились "українським пеклом" по версии Натальи Блок. Круг замкнулся. Сартр говорил, что ад - это другие. Что ж, он просто не пробовал получить прописку в Херсоне. 


"Смерть психологизма. Границы между фантастически-страшным и радостным. Слияние прошлого с современностью."

Всеволод Эмильевич,  всё случилось. Вам удалось.     





Мій "Лютий" триває, змінюється, знаходить відповіді і ставить нові питання. Я аплодую - 
"жест как всплеск — к жизни вызванный лишь движением тела". 
І дякую, Андрій Май-Малахов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Фильм "Зови меня своим именем"

Viva театр, фестивальные планы