wOw как вход в миры Ивана Вырыпаева

На встречу (лекцию) с Иваном Вырыпаевым я ехала за  энергией. Получила - over and over.

фото - Кристина Урсуляк 

Разговор начался с целей. Немедленно напряглась - пожалуйста, только не коучинг. Выдыхаю - конечно же, нет. И всё же, определение некоего общего вектора было озвучено: "Цель только одна - возрастание и культивирование понимания. Понимание - это не только интеллектуальный процесс. Оно происходит на биологическом, психологическом, ментальном, эмпирическом и созерцательном уровнях". Иван Вырыпаев - адепт так называемой "интегральной" философии Кена Уилбера, в основе которой - человечество как общая (универсальная для всех) ценность. 

Это истинная природа, которая проявляется в виде эволюции сознания: эгоцентрическое, этноцентрическое (я=народ), мироцентрическое (я=мир). Интегральность - финальный этап, когда человек перерастает эти перспективы, приходит понимание: "я - это мы все вместе".


Далее драматург принялся безжалостно крушить "башню из слоновой кости". По его мнению, "искусство ради искусства" больше не имеет смысла: "Ни Чехов, ни Достоевский, ни Шевченко, ни Гоголь - никто не нужен сам по себе, потому что ключевым словом и способом сегодняшнего существования является коммуникация". 

Снобизм творца, его безусловная маргинальность отрицается: "Я творю только для себя. Мне плевать на ваше мнение. ... Мне больно, я создал... Я презираю вас. И чем больше я вас презираю, тем больше я художник". Сегодня это невозможно, утверждает Вырыпаев. 

Такое видение полностью противоречит текущему этапу человеческой эволюции. Ключевое слово сейчас - "контакт" - связь автора и зрителя через интерес. Иван категоричен: 
"Искусство на сцене не имеет никакого смысла, оно только в зрительном зале". Его риторика имеет чётко выстроенную поэтапную схему: коммуникация → течение энергии → обмен → наполняемость   развитие.
В этом моменте я отвлеклась, мысленно вернулась в исходную точку своих арт-впечатлений этой недели - site-specific. Всё здесь - условная "цепь Вырыпаева" чётко прослеживается. Кроме того, вовлечённость в процесс взаимодействия перформеров. Неосознанно, интуитивно, по наитию, зрители оказываются внутри поиска. Пространство перестает быть категорично материальным в этих обстоятельствах.
 Статичность места оказывается под сомнением: слои множатся и предлагают себя всем, кто готов видеть и чувствовать. 
И тут, в ответ на свои мысли ловлю фразу: "Искусство - это всегда ещё одно, дополнительно созданное, пространство. А ритуал - это такая вещь, в которой все участники одновременно, с разных сторон, создают некое действо для того, чтобы соединяться с мистическим, сакральным, пространством. В нем участвуют все. ... 

В искусстве есть сам предмет искусства и тот, кто смотрит на искусство. Это обязательное условие его потребления. Перформанс не является искусством, в нем больше ритуальной части. В искусстве есть границы и рамки, которые отделяют произведение от смотрящего. 

Он свободен и не является частью этого произведения". Таким образом, когда я наблюдаю за движением участников проекта, ловлю их чёрно-белые включения в urbanspace, происходит искусство. Оно длится ровно до тех пор, пока меня не берут за руку, приглашая тем самым уже в ритуал. Можно, конечно, не согласиться с этой дифференциацией, но, мне кажется, что в таком ракурсе "sitespecific" обретает особуюхрупкую, пограничность, возможность выбора (есть или не есть сыроежку).
В итоге у Вырыпаева снова вырастает цель, но уже менее глобальная: "Каким бы ни было содержание, конечная, большая, цель искусства - получение удовольствия, или WOW."

WOW - мгновенный портал, через который в зрителя проникает замысел автора.

Я, вдруг, совершенно иначе посмотрела на это попсовое восклицание. Фразу Пелевина "человек человеку - WOW" всегда воспринимала как примитивное потребительство. В подаче Вырыпаева буквально графически считываю:

W - кривая поиска контакта

О  - окно, в которое врывается смысл

W - волна понимания, чувствования

В таком контексте WOW-культура теряет негативную коннотацию упрощения, получает совсем другое звучание. Ухожу в рефлексии, ищу свой переход от созерцания в контакт через wOw.

Фото - Кристина Урсуляк 

Первый - лекция Елены Афанасьевой "Херсон 90-х у Мистецькому Арсеналі", 
и особенно - эксперимент по воспроизведению обложки виниловой пластинки Лед Зеппелин херсонскими художниками: Маргаритой Болгар, Александром Жуковским, Константином Терещенко, Анастасией Чибицевой и Максимом Афанасьевым. С картиной происходили удивительные  метаморфозы: менялись краски, округлялись и истончались формы, просачивались новые идеи, из случайностей рождались перекрёстные смыслы (чудесная история с работой Анастасии Чибицевой: лишний штрих вдруг превратился в космический объект над головой одного из персонажей). Результат меня действительно поразил - какой арт вдруг вырос из "бетона 90-х"WOW!

"Херсон 90-х" в Мистецькому Арсеналі

Иван Вырыпаев так же рассуждает на тему того удивительного периода: "Я - советский человек, прошит этим. Да, выдавливаю из себя "совок", но он неизбежно присутствует. 90-е - это такое время...всё было возможно." Те, кто пережил их, действительно имеют совершенно иное представление о границах, любых. Много думала об этом. Наив, инфантилизм, растерянность, поиск страны свободы и неведомых чудес - "Вывих" (вряд ли можно найти более подходящее определение). Время офигительных историй. Из бандитских "кожанок", золотых килограммовых крестов, "малиновых" пиджаков, как из кокона, вырастал этот 
homoпост soveticus, расправлял крылья, едва нащупывая свою идентичность. 


Второй WOW, о котором тут же вспомнила- выставка Виктора Сидоренко "Набуття суб'єктності".  

Идеально выбранный момент для погружения - сразу же после лекции о смысловых блужданиях в культуре 90-х. Плавное движение безликих субъектов в микрокосмосе подсознания вели меня к однозначному коду - понимание, слияние, принятие. Три лысых персонажа (чёрный, красный, черный) - определённоWOW (именно к красному рука потянулась почти рефлекторно)!


 

Те же шифры ловила у Любомира Мельника. "Windmills" - мой третий WOW -

фантастический роман в нотах, космический переход из трехмерного мира в совершенно другое пространство, уход в режим "внутреннего наблюдателя" - от центра Земли к сияющим кометам. Один единственный вдох, но в нём - все возможные и невозможные воплощения - прошлые, настоящие, будущие. Рояль перестаёт быть понятным инструментом, он нарушает все мыслимые законы звучания. Любомир Мельник говорит: "Наука скажет вам, что звук - это волна. Нет". И доказывает - его руки путешествуют по клавишам (у каждой - свой маршрут), приглашают в метафизическое. Отказаться невозможно.
Весь этот органичный комплекс впечатлений определила как "рукоцентризм" (мой личный этап на пути к интегральности), потому что сложный механизм эмоций и смыслов был запущен в тот момент, когда Юля Артёменко взяла меня за руку и привела в site-specific Любомир Мельник непостижимым шаманством рук и клавиш перенёс в состояние невесомой эйфории. Елена Афанасьева на лекции о родном Херсоне 90-х вовлекла в детские уютные рефлексии, которые повернулись ко мне своими неуклюжими углами и гротескными лоскутами перекошенной эстетики (всё было "abibas"). Выставка Виктора Сидоренко - совершенно неизбежное продолжение всех предыдущих процессов. "Набуття суб'єктності" - ну конечно же! Поиск идентичности, разрыв контекстов, полное обнуление исходных данных - выход в подсознание.

Проект Леси Хоменко "Перехресне море" в Voloshyn Gallery - отдельное событие. 

В основе - метод множественного парадокса. Участники: Лука Басков, Богдан Бунчак, Катерина Лисовенко, Кристина Мельник, Богдан Мороз и Женя Степаненко. Разные подходы и формы, синтез и отрицание в попытке создания особенного, перекрёстного, баланса. 

"Згенеровані однією системою погоди хвилі зіштовхуються з хвилями, долають відстань у тисячі кілометрів і, зрештою, зіштовхуються під різними кутами, утворюючи сітку." 





"Маски, що покликані закривати лиця, являють нові лиця поверх тих, що є відсутніми. Якщо є якісь лиця. Може, замість них вже давно камінь."



И здесь нашлась рука для меня, потянулась к protohuman Жени Степаненко. 







В Киеве меня постоянно преследовали руки в разных вариациях: мелом на асфальте, дверь в кафе, перчатка из окна машины, скульптура на Бессарабской площади. Цепь плелась сама по себе.
Финалом сумбурно-логичных арт-мытарств стал пропуск в "миры" Ивана Вырыпаева. Его руки, кстати, оказались очень говорящими. Они вели своё повествование, выдали мне "кислородную маску". ОщущатьПерезагрузка, пересечение множественных, личных, "солнечных линий". 

Моя версия: контакт → коммуникация → понимание → благодарность  → обнимашки.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Фильм "Зови меня своим именем"

Viva театр, фестивальные планы

"Лютий". Моя ретроспектива